Главная Политика Статьи Феномен патриотизма осетинского народа

 

Феномен патриотизма осетинского народа

Индекс материала
Феномен патриотизма осетинского народа
страница 2
Все страницы

Близится светлый праздник для всего человечества – 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Готовится встретить этот праздник и Северная Осетия. Да, осетинскому народу есть чем гордиться – он сделал все, что мог ради общей победы народов Советского Союза, народов всего человечества. В нашей республике нет ни одной газеты, ни одного СМИ, в которых бы не были опубликованы материалы, посвященные этой дате, в том числе, вкладу осетинского народа в победу над фашизмом. Поименно называются герои той великой войны, воздается честь живым ее участникам и вспоминаются имена погибших на поле брани и после войны.
Свой вклад в общее дело сохранения памяти о тех событиях вносит и Республиканское общественное движение «Согласие и стабильность».
Аналитический центр движения предлагает читателю материалы, посвященные сущности патриотизма осетинского народа и специфике его проявления на переломных этапах человеческой цивилизации, каким, несомненно, является Великая Отечественная война. Наши ученые пытаются ответить на вопрос: где глубинные причины того, что небольшой народ Осетии в годину испытаний нашел в себе силы вырастить такое большое число героев Советского Союза (Северная Осетия по количеству героев на душу населения занимает первое место среди всех народов, населяющих нашу Россию и весь бывший Советский Союз) и послать на эту войну цвет своей нации?
Как известно, население СОАССР в 1941 году составляло 417900 человек.
На фронт было отправлено 84521 человек, или 20,2% всего населения.
Из них погибло 44830 человек (53% от числа мобилизованных). В том числе 6185 офицеров, 38645 солдат и сержантов, 233 женщины.

При этом Южная Осетия, население которой составляло в 1941 г 106000 человек, отправила на фронт 21000 человек, и более половины из них погибло. И что же это за феномен патриотизма осетинского народа, как его нужно и можно сохранить в будущих поколениях.
Прошло время, когда патриотизм объяснялся исключительно его советской ипостасью, а многие героические деяния - пролетарским интернационализмом. Хвала тому времени и тем победам, которые были одержаны под этими лозунгами. Настоящее время требует других идеологических позиций при анализе этого явления и тех задач, которые стоят перед современным североосетинским обществом в свете патриотического воспитания населения и прежде всего молодежи.
Так в чем же великая скрытая сила национального духа осетинского народа, так ярко проявившаяся в его патриотизме? И что такое вообще патриотизм?
В целом в современной научной литературе патриотизм определяется как любовь к своей Родине, нации, основанная на уважении к историческому облику своего народа, вере в его духовную созидательную силу, действенность его культурного и научного потенциала, сопричастности к скорби своего народа в трудное для него время и чувстве стыда за своих земляков, чем-либо опорочивших свой народ. При этом принято разделять чувство патриотизма к своей большой Родине – в данном случае государству, России в целом, и к малой Родине – к своей республике, нации, району, селу, семье и т.д. Выражается патриотизм в системе поступков, вытекающих из этой любви к Родине, порождающей, в частности, способность личности к самопожертвованию, способность отдать за Родину самое дорогое – свою жизнь, что иногда необходимо во время войны, во время борьбы с террором и т.д. При этом истинный патриот любит свою Родину, свое Отечество, свой народ за их объективные достоинства, а не просто за принадлежность к ним.
Он объективно видит все недостатки в жизни своей Родины и своей нации и активно их переживает, участвуя в их преодолении. Истинный патриот соединяет свою судьбу с судьбой своего народа как в его радости, так и в его беде, в опасности и благоденствии, соединяет свой дух с духом своего народа в трудное и счастливое время. Поскольку чувство Родины есть прежде всего духовная реальность, человек, чтобы обладать любовью к ней, и сам должен быть развит в духовном отношении – духовно мертвый будет лишен и чувства патриотизма.
В сегодняшнее время, когда в нашем Отечестве по различным обстоятельствам множится количество бездуховных людей, когда над Россией нависла тень общенационального безразличия, понятие «патриотизм», как никогда ранее, необходимо наполнять духовным смыслом, духовным содержанием, затрагивающим саму душу народа.
Патриотизму как светлому, прекрасному чувству любви к своему Отечеству противостоит такой антипод, как «тупой звериный национализм», который, основываясь на признании превосходства какой-либо нации над остальными, ведет к воспитанию взаимной ненависти народов, к обособлению одной нации в обществе, к гипертрофированнию ее самомнения и, как следствие, к ее культурному застою. Абстрагируясь от состояния духа нации, представители этой формы национализма удовлетворяются успехами ее экономики или мощью ее государственной организации, или завоеваниями ее армии, отрываясь от смысла и цели народной жизни. Этот вид национализма, по сути дела лжепатриотизм, шовинизм, возвеличивающий свою нацию на фоне презрения и ненависти к другим народам, по своему содержанию бездуховен и циничен. Ему свойственна крикливая форма рекламирования своей мнимой любви к Родине, когда уверения в преданности ей сплошь и рядом оборачиваются предательством ее коренных, стратегических интересов. Как известно, нашему обществу в качестве непреходящих ценностей все больше навязывают цинизм, патологическую страсть к наживе, презрение к честному труду. В этих условиях постоянно теряется «инстинкт национального самосохранения», национальное достоинство, гордость за принадлежность к определенной нации, т.е. ценности, определяющие истинный патриотизм, чувство любви к Родине, во имя которого трудились предшествующие поколения и для защиты которого жертвовали своей жизнью. Безусловно, в настоящее время важно исследовать причины потери этого чувства, особенно среди молодежи, которой предстоит служить в армии и в случае необходимости с оружием в руках защищать свою Родину. В нашей армии все больше становится контрактников, имеющих за свою службу определенный уровень экономического обеспечения. Но следует всегда учитывать, что без чувства патриотизма, без составляющей его духовной основы контрактник может легко превратиться в наемника, в убийцу, которыми, собственно, и являются террористы. Этот процесс может быть «подогрет» и определенными извращенными представлениями о «национальном вопросе», когда, в частности, представители какой-либо нации выдвигают притязания на исключительную роль в истории и, как следствие, на мировое господство. В эти дни мы отмечаем 60-летие Победы над фашизмом – нацизмом, в основе которого и лежит чувство превосходства одной нации, в частности немецкой, над всеми остальными, дающее ей право управлять всем миром.
Так в чем же суть настоящего светлого национального, в данном случае осетинского патриотизма? В основе здорового патриотизма любой нации лежит прежде всего нравственная любовь к своему Отечеству и народу, признание его духовной специфики, самобытной культуры, ярко выраженного национального характера и психологии, глубоких исторических традиций и ясных перспектив развития, своего места и роли в истории всего человечества при обязательном уважении к другим народам.
В этом аспекте патриотизм осетинского народа есть любовь к духовному облику и деятельности своей нации, вера в ее прогрессивное призвание, познание и осознание основных этапов ее исторического развития, признание силы ее духовных и материальных потенциалов, обусловленность возможности реализации ее исторических целей и путей, связанных с активной деятельностью всех слоев осетинского общества во имя воплощения самобытного величия Осетии, при полном уважении ко всем народам, населяющим как республику, так и всю великую Россию, составной частью которой Осетия и является.
Таким образом, подлинного, настоящего патриотизма у представителей какого-нибудь отдельного народа, в данном случае осетинского, в таком многонациональном государстве, как Россия, без любви к своей большой Родине быть не может.
При этом патриотизм осетинского народа – это не просто эмоциональная привязанность человека к своему народу, а действенная сопричастность к его развитию, ответственность за его историческую судьбу, готовность разделить со своим народом, со своей большой Родиной все тяготы, лишения и невзгоды и в случае необходимости пожертвовать своей жизнью во имя ее сохранения и процветания. При этом патриотизм осетинского народа несовместим с какой-либо национальной спесью, эгоизмом, высокомерно-пренебрежительным отношением к другим нациям и народностям.
Ядром патриотизма конкретного представителя осетинского народа, его глубинным основанием является уважение и понимание духа своего народа, его национального сознания, духовно-нравственных устоев, традиций, религиозных верований и ответственность личности за соблюдение этих норм. В этом аспекте важнейшей составной частью менталитета осетинского народа является принцип афсарм, афсармдзинад, диктующий ответственность за свои поступки не только в своем семейном кругу, но и перед всем народом, что и является важнейшим критерием его уважения, любви к своему народу, т.е. чувства патриотизма.
В этом же аспекте следует учитывать и роль такого важного принципа осетинского общества, как принцип «царын ама малын къау ана гадай» (жить и умирать надо без позора).
Неотъемлемой частью осетинского национального патриотизма является военно-социальный аспект, поскольку в ходе становления нации осетинам не раз приходилось с оружием в руках отстаивать не только свою независимость, но и свою историческую судьбу, саму возможность своего существования, причем в воинском искусстве, как свидетельствует история, они не только никому не уступали, но и превосходили любого противника. Уже в составе России осетинские воины всегда были оплотом Российской государственности, важным составляющим компонентом ее военной силы. Тому доказательство - их участие во всех войнах, которые тогда вела Россия. Даже по неполным данным, за 1917 г. (последний год существования Российской армии) Георгиевскими кавалерами стали 182 осетина, причем 85 из них – офицеры, 97 – рядовые.
Осетинское войско всегда комплектовалось по принципу всеобщей (всенародной) воинской повинности, т.е. как подлинно национальное войско. Будучи в полном смысле этого слова плотью от плоти осетинского народа, оно воплощало на полях сражений воинственный дух осетинского народа (а после присоединения к России и дух российского народа), его национальные боевые качества, духовно-нравственные устои, стойкость и самообладание, умение наносить поражение противнику и стойко переносить собственные неудачи, всегда демонстрируя высокое чувство национального достоинства. Осетинам всегда были свойственны уважение, любовь к своим воинам и военной профессии на основе осознания долга и обязанности каждого в случае необходимости отдать свою жизнь за Родину, за свой народ, и это чувство они сохранили и после присоединения к России. Через всю свою славную историю осетинский народ пронес чувство уважения к воинам, павшим на поле брани (хасты быдыры чи фёмарди удон ном рох маку уёт): «кто погиб на поле брани, пусть не будет забыт».



Сколь поэтично и патриотично звучит традиционное для осетин напутствие на могиле павшего воина: «Ты погиб, и ты встретишь там своих предков, так скажи, что мы помним о них, следуем их примеру, и мы их не опозорим».
Всех павших соотечественников на полях сражений поминают в Осетии за любым поминальным столом: «Хасты быдыры чи фамарди удон рухсаг уант» (царство небесное погибшим на поле сражения).
Конечно, необходимо признать, что в настоящее время молодое поколение всей России оказалось в определенной степени обделенным в плане знания подлинной истории своего народа, своего Отечества. Эта проблема не обошла стороной и Осетию - в настоящее время определенные силы пытаются придать забвению деятельность великих представителей осетинского народа, в том числе и военных, и фальсифицировать историю Отечества в целом, особенно советского периода. Искажается история, фальсифицируются военно-исторические факты, навязывается позиция «Иванов, не помнящих родства», и уделом нашей молодежи становятся постыдные «белые пятна» в истории нашего народа и Отечества. Действительно, духовная жизнь любого народа не может быть полноценной, если из ее контекста исключаются факты деятельности видных представителей, составляющих славу и гордость любой нации. Это в полной мере касается и Осетии. В итоге не только образовались громадные пустоты в историческом сознании осетинского народа, искаженное представление о его истории, но и в определенной мере деформировалось чувство национального достоинства, в частности понимание необходимости единства осетинской нации, разделенной в настоящее время по принадлежности к двум суверенным государствам. Осетинскому народу как воздух необходимы как можно более полные знания своей героической и трагической истории. Прямым следствием дефицита в этой области может стать искаженная система обучения и воспитания, ведущая к снижению уровня патриотического сознания населения республики в целом, и молодежи в частности. Не случайно с самого начала ВОВ И.В. Сталин аппелировал к героическому прошлому России, к памяти ее выдающихся полководцев и военачальников. Мы выстояли в этой войне во многом благодаря тому, что искренний истинный патриотизм всех народов еще не был замутнен деятельностью заокеанских «покровителей» и «друзей», заинтересованных в разрушении этого святого чувства. И усилием всех народов России, в том числе и осетинского, этот высочайшего накала патриотизм был воплощен в реальную победу над фашизмом.
В настоящее время, на наш взгляд, очень слабо и неэффективно, но все-таки осуществляются попытки восстановления исторической памяти народов России, их патриотизма до уровня тех лет. Этому во многом мешают некоторые личности в политическом руководстве России, которые не только не заинтересованы в восстановлении ее героической военной истории, но и делают в угоду своим узкокорыстным политическим интересам все, чтобы принизить настоящее чувство патриотизма у населения, заставить его пригнуть голову под натиском людей, неистово искажающих реальную историю, и прежде всего историю ВОВ, в которой ведущую определяющую роль в победе сыграло чувство патриотизма всех российских народов, в том числе и осетинского. Вместе с тем независимо от временной социальной слепоты и исторического беспамятства, вдалбливаемых в сознание наших народов, нашей молодежи, реальный вклад предыдущих поколений народов России, основанный на патриотизме, остается ощутимой реальностью, и его значение год от года все больше воспринимается как позитив. Все более становится понятным, что все попытки принизить роль России и всех населяющих ее народов в мировом процессе обречены на провал. Это напрямую касается и осетинского народа, историческая роль которого в развитии мировой цивилизации, вспомним «нартский эпос», его вклад в мировую культуру год от года становится все ярче. Конечно, трагична судьба жителей Беслана, страшные жертвы понес осетинский народ. Но сейчас вся Европа, весь мир открыли для себя Осетию, проникнувшись уважением к ее мужеству. И нам было и есть что продемонстрировать человечеству. Главное – мы любим нашу Осетию не только тогда, когда она счастлива, непобедима, когда небо над ней безоблачно (хотя ее исторические заслуги волнуют и вдохновляют нас всегда), но мы обуреваемы патриотическими чувствами и тогда, когда наш народ страдает от боли и обиды за невинные жертвы.
Да, в истории нашего народа были моменты, когда он находился на краю гибели, на грани полного физического уничтожения, но вновь и вновь «восставал из пепла». И за эту способность - «восстать из пепла» - его особо почитают: в ней осетинский народ осознает свою силу не только через торжество побед, но и через страдания от поражений, во сто крат обостряющие чувство веры и надежды на грядущие победы, торжество разума и справедливости. Страдая от невзгод, наш народ сейчас больше, чем когда-либо, должен с любовью вспомнить своих великих предков - героев, полководцев, государственных деятелей, ученых, писателей, наших святых и мучеников, вскормленных и вспоенных на ниве народной, окропивших ее своей кровью, потом и обогативших своим талантам. Но именно это и есть подлинный патриотизм, и наш народ должен сделать все для целенаправленного и системного его воспитания у молодежи. В целях воспитания истинных патриотов своего народа историческая память и духовность должна восстанавливаться программно, целеустремленно и систематически на всех уровнях и во всех звеньях осетинского общества.
Вместе с тем необходимо отметить, что в обстановке современного социального хаоса, неупорядоченности и непредсказуемости деятельности различных структур во всех сферах общественной жизни, присущих современному российскому обществу, да и, собственно, осетинскому, у народа во многом утрачивается чувство уважения к своему Отечеству, гордости за него. Общество начинает терять стратегию жизни, ее магистральную линию, а порой и смысл, вследствие чего уже нельзя говорить и о национальном достоинстве. И вот в этих условиях в некоторых кругах со словом «патриот» связывают позорное, антипатриотическое по сути содержание, целенаправленно насаждаемое нашими недоброжелателями антироссийского круга, финансируемыми зачастую из за рубежа. Принижение национально-исторического сознания осетинского народа, и прежде всего военно-исторических заслуг нации перед Россией и всем цивилизованным миром, сейчас приобретает планомерный и системный характер. Из сознания народа, и прежде всего молодежи, стирается сама память о прекрасной, полной тревог и борьбы истории осетинского народа, участии его во многих победоносных войнах, в том числе в ВОВ. А ведь победа любого народа в справедливой, освободительной войне - это отражение его духовного лика, национальной психологии. И в условиях уникального геополитического положения Осетии, ее роли «часового» на южных рубежах России исключительно важно раскрытие тех духовных пружин, моральных и военно-патриотических мотивов, которые сопутствовали победам осетинского оружия во всех проводимых Россией войнах. С бездуховными, утратившими патриотизм, глубинное сознание и чувство чести, порядочности, совести, военно-государственной ответственности и национального достоинства солдатами и офицерами современные задачи по защите Отечества не решить. Для этого нужно обратиться к лучшим духовным традициям народов России, в том числе и осетинского, чтобы воспитать будущих солдат и офицеров Российской армии, достойных называться истинными патриотами своего Отечества. Обращение к прошлому, к героической и трагической истории осетинского народа, восстановление всеми средствами массовой информации и системой патриотического воспитания в школах и вузах республики военно-исторической памяти нации должно не только оздоровит ее, но и создаст прочные основы для обретения чувства национального и военно-патриотического достоинства. Обращаясь к истории осетинского народа, в том числе и к ее военно-патриотической ипостаси, мы можем отметить – дух народный всегда был велик и могуч. Это доказывает и сохранение нации после страшного побоища с войсками Чингисхана и Тимура, ее быстрое оздоровление после присоединения к России и понесенных вместе с ней потерь на многочисленных войнах, и прежде всего в ВОВ, и нынешняя стойкость, мужество осетинского народа, получившего тяжелую рану бесланской трагедии. Поэтому у осетинского народа нет никаких достаточных исторических оснований, никакого морального права утратить сознание и чувство национального достоинства, чувство любви к своей Родине, присущие его предкам.
Вместе с тем необходимо отметить, что патриотизм как любовь к своему народу, своей Отчизне требует действенной, бескомпромиссной ответственности перед ними. Бессмысленно говорить о своем патриотизме, заботясь только о личном благе. К сожалению, можно констатировать, что на глазах нашего поколения прошла целая вереница деятелей и федерального, и местного масштаба, в том числе и военных, которым «за державу не обидно», ввиду их полного равнодушия и к народу, и к Отечеству. Однако при каждом удобном случае они называют себя патриотами. Так долго продолжаться не может и не должно.
Воспитание и укрепление национального достоинства осетинского народа, воспитание патриотизма у молодежи - весьма сложный процесс, требующий не только соответствующих экономических условий, целенаправленного исторического образования, но и теоретических разработок в этом направлении, что, собственно, и предпринимается Аналитическим центром Республиканского движения «Согласие и стабильность». Безусловно, руководство республики должно уделить этому процессу большое внимание в современных, очень сложных социально-политических условиях, отдавая себе отчет в том, что утрата патриотического и военно-патриотического сознания у населения, и прежде всего у молодежи, – это предательство памяти наших мужественных предков и предательство геополитических интересов России на ее южных границах.
В национальном сознании любого народа, в том числе и осетинского, должна присутствовать не просто его военная история и героические страницы, но и проблемы современной армии с ее задачами и трудностями. Равнодушие народа к повседневным заботам, бедам и радостям армейской жизни порождает, в свою очередь, определенное отчуждение ее от народа. А ведь мы отдаем в армию самое дорогое, что у нас есть, – своих сыновей. И мы несем прямую ответственность за то, насколько они являются патриотами своего Отечества, сынами мужественного осетинского народа, насколько они отражают память своих далеких предков и тех, кто защищал их будущее в ВОВ.
Поэтому руководство республики должно сделать все возможное, чтобы каждый призывник из нашей республики был в сфере внимания как правительственных, так и общественных организаций и обратная связь с его частью свидетельствовала о том, какого патриота вырастило осетинское общество.
В целом руководство республики должно разработать стратегическую программу патриотического воспитания населения в современных, очень непростых условиях, в которой необходимо учесть, насколько высок эмоциональный накал персональной ответственности каждого гражданина республики за ее судьбу, насколько велик процент охвата всего населения чувством готовности противодействовать источникам возможных бед, включая терроризм, т.е. насколько истинно патриотичен народ, и в случае необходимости воззвать к дремлющим, еще не погибшим духовно-патриотическим чувствам осетинского общества и стимулировать их разрастание. В случае беды, опасности, грозящей республике, ее судьба во многом будет зависеть именно от глубины чувства патриотизма, воспитанного в народе. При этом мы еще раз подчеркиваем, что осетинский национальный патриотизм является составляющей частью патриотизма российского народа, продиктованного любовью к своей большой Родине, к России. В этом плане необходимо обращать внимание и на уровень патриотического воспитания личного состава армейских частей, дислоцированных на территории республики. Участники ВОВ, члены ветеранских организаций республики должны быть частыми гостями частей и подразделений, помогать начальствующему составу прививать солдатам и офицерам подлинный патриотизм во славу великой России. При этом необходимо раскрывать глубинные источники формирования этого чувства, а в случае необходимости и знакомить с положительными примерами его формирования в республике.
Дело в том, что появление контрактников на территории Северного Кавказа и на территории республики создает потенциальную угрозу атрофии военно-патриотического чувства солдат, что может потребовать обращения к практике постоянного общения личного состава этих частей с местным населением, настроенным, как правило, более патриотично ввиду специфики осетинского менталитета. Безусловно, такой духовной патриотичности у военнослужащих не будет в случае исторического беспамятства. А Осетия – прекрасное место для проведения военно-патриотической работы, поскольку каждый метр ее земли покрыт кровью солдат, защищавших ее в годы ВОВ. Чтобы достойно защищать Отечество, нужно его любить, а чтобы любить, надо знать его драматическую и героическую историю.

 

Комментарии 

 
0 #14 How to misuse GoogleDavidJophy 26.12.2022 13:19
That means you'll see some stylish features and suffer with access to additional channels where you can gain visibility, without having to designate sense of some complicated, manual migration process. https://googlec5.com
Цитировать
 
 
0 #13 limba engleza - онлайнusaengtuT 30.07.2020 16:14
курсы английского для детей онлайн - курсы английского языка
Цитировать
 
 
0 #12 Феномен патриотизма осетинского народаartroser 16.05.2020 03:23
If some one wants expert view about blogging then i propose him/her
to go to see this website, Keep up the fastidious work.
Цитировать
 
 
0 #11 Феномен патриотизма осетинского народаprofertil ceneo 05.10.2019 08:32
I conceive other website owners should take this website as an model, very clean and wonderful
user friendly design and style.
Цитировать
 
 
0 #10 limba englezaTopEndtuT 24.09.2019 19:43
курсы английского в кишиневе
Цитировать
 
 
0 #9 Феномен патриотизма осетинского народаكيفية تقوية الانتصاب 05.08.2019 17:56
Therefore, people spend more second online.
Цитировать
 
 
0 #8 Феномен патриотизма осетинского народаkako zgostiti lase 01.08.2019 00:07
Therefore, people select more day online.
Цитировать
 
 
0 #7 Феномен патриотизма осетинского народаحجم القضىب الطبيعي 30.07.2019 22:08
Therefore, people need more period online.
Цитировать
 
 
0 #6 Феномен патриотизма осетинского народаGentiv Ultra Review 07.02.2019 03:04
Hey this is somewhat of off topic but I was wondering if blogs use
WYSIWYG editors or if you have to manually code with HTML.
I'm starting a blog soon but have no coding know-how so I wanted to get advice from someone with experience.
Any help would be enormously appreciated!
Цитировать
 
 
0 #5 Феномен патриотизма осетинского народаThermo GYN Review 03.12.2018 14:38
Some genuinely nice stuff on this web site, I like it.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить