Существующие программы по молодежной политике - неэффективны: североосетинский депутат

16.07.2010

Президент РФ поставил задачу на усиление работы по оптимизации ситуации в северокавказском регионе. Особое внимание будет уделено молодежной политике. Федеральным центром указано на необходимость подготовки для Северо-Кавказского федерального округа соответствующей программы. Какой она должна быть? Свое мнение об этом корреспонденту ИА REGNUM Новости высказал зампред комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению парламента Северной Осетии, эксперт по Северному Кавказу Валерий Гизоев:

К сожалению, имеющиеся в настоящее время в субъектах СКФО программы по оптимизации молодежной политики имеют существенные недостатки, которые делают их малоэффективными

при реализации. Недоработки заключаются в том, что не в полной мере учитываются факторы, на фоне которых действующие программы реализовываются. Нет в них определения стратегической и тактической их составляющих. Программы адресованы молодежи от 14 до 30 лет, которая неоднородна по большому количеству признаков и, следовательно, характеризуется разными жизненными интересами, потребностями. Для того чтобы успешно решать молодежную политику на Северном Кавказе, федеральному центру необходимо добиться или устранения или, по крайней мере, ослабления негативных факторов: наличие коррупции, социальную поляризацию общества, низкую правовую культуру и т. д.

К негативным факторам, могущим значительно тормозить реализацию программы по оптимизации молодежной политики, следует также отнести то, что, как вытекает из данных Всемирного банка, процент молодых людей, которые не учатся и не работают, на Северном Кавказе в 2-7 раз превышает средний показатель по стране.

К позитивным факторам, прежде всего, можно отнести твердое стремление федерального центра оптимизировать ситуацию на Северном Кавказе и, в том числе, в молодежной политике. И как следствие можно констатировать, что последние 10 лет промышленность и сельскохозяйственное производство демонстрируют положительный рост и реально функционируют сотни тысяч предприятий АПК, в сфере услуг и т. д. В малом и среднем бизнесе трудоустроены 1,3 млн. человек, что составляет около 30 % работающих.

Заявление премьер-министра РФ Владимира Путина о том, что ежегодно в рамках целевого приема будут зачислять в ведущие университеты России 1300 молодых людей с Северного Кавказа, обнадеживает. К тому же в СКФО планируется создание федерального университета, что станет крупнейшим образовательным и просветительским центром региона. Федеральный центр планирует проведение ревизии всех 113 федеральных структур в СКФО, чтобы они работали на поддержку регионов. Будет создан специальный филиал "Внешэкономбанка" для Северного Кавказа.

Реально началась фаза реализации проекта создания горнолыжного кластера в данном регионе и т. д. Кроме этого, к числу позитивных внутренних факторов необходимо отнести то, что на Кавказе не принято бросать детей, в связи с чем здесь самый низкий в стране процент сирот, оставшихся полностью без родительской опеки. Если ребенок остался без родителей, то чаще всего родственники берут на свое попечение сироту. Добавим к этому, что в данном регионе в целом традиционно уважительно относятся к родственникам, к старшему поколению.

Необходимо строить стратегическую и тактическую программы по оптимизации молодежной политики. Эти программы должны были быть разными по целевым установкам. Стратегическая программа должна формироваться федеральным центром и быть единой для всех групп и категорий молодежи. Она должна включать в себя формирование российской идентичности, патриотическое воспитание и привитие идеи толерантности. Неприятие терроризма в любом виде. Создание и обеспечение функционирования молодежной инфраструктуры; реальная помощь молодежи в решение их социальных вопросов; трудоустройстве и карьерном росте; привитие молодежи здорового образа жизни и создание для этого необходимых условий. При этом необходимо предусмотреть вопрос о использовании стратегических резервов, то есть должно быть государственно-правовое и финансовое сопровождение данной программы федеральным центром совместно с регионами СКФО.

Тактическая программа должна быть подготовлена для конкретных групп и категорий молодежного сообщества и отвечать на вопрос: "Какими способами и методами необходимо достичь указанных стратегических целей?" Эта программа целиком ложится на плечи регионального руководства, которое хорошо ориентируется с эндемическими особенностями проблем, волнующих проживающую на ее территории молодежь. Если стратегическая программа рассчитывается на продолжительный период (не менее 10 лет), то тактическая предусматривает выполнение самых разнообразных по назначению мероприятий, служащих выполнению стратегического плана и выполняется с использованием тактических резервов и в относительно короткие сроки. Тактическая программа являет собой подробную конкретизацию отдельных положений стратегической программы.

Я бы предложил разделить молодежь на 3 группы - А (14 - 16 лет), Б (17 - 23 года), В (23 - 30 лет). Каждая из них должна быть определена по уровню социального обеспечения. Критерии для определения таковых в каждом субъекте РФ свои. Надо провести разделение молодежи на группы по отношению к учебе, (школьники, учащиеся ПТУ, студенты вузов и техникумов и тех, кто не учится). Необходимо иметь информацию о стоящих на учете молодых наркоманах, алкоголиках и токсикоманах, о работающих на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, в торговле, занятых своим бизнесом и вообще безработных. Желательно иметь информацию о молодых людях, занятых творчеством, наукой; о находящихся в браке, в том числе интернациональном, о молодых инвалидах.

Полагаю, что нужен учет и тех представителей молодежи, которые отбыли (отбудут скоро) сроки заключения или условно осужденные. С учетом возрастных, психофизиологических особенностей, социальной защищенности, статуса и т. д. конкретно характеризующих группы и категории по приведенной классификации, необходимо было бы в каждом населенном пункте, районе, субъекте СКФО и на этой основе в целом по СКФО составить для них тактические программы. Допустим, в категории молодежи, включающих группу "А" (14 - 16 лет), уровня соцобеспеченности "ниже среднего прожиточного уровня", "круглые сироты", "не учатся", "инвалиды" и прочее на весь район всего несколько человек. И даже в этом случае на уровне администрации села, где они проживают, обязано было бы принять соответствующую данной категории молодежи тактическую программу.

Уверен, если в разрабатываемых программах не будет широкого и дифференцированного охвата всех слоев молодого поколения, контроля над их выполнением, то невозможно будет оптимизировать молодежную политику на Северном Кавказе со всеми вытекающим отсюда негативными последствиями.

 

 

Смотреть на Regnum