Хлопонину в СКФО придется бороться и с "межрегиональной" коррупцией - североосетинский эксперт

26.01.2010

Факт создания Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и назначение его руководителем экс-губернатора Красноярского края Хлопонинакорреспондент ИА REGNUM Новости попросил прокомментировать зампреда комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению парламента Северной Осетии - Алания Валерия Гизоева.

- Я разделяю мнение тех экспертов, которые считают создание СКФО и назначение его руководителем Хлопонина логичным ходом Кремля. Заслуживает уважения то, что Хлопонин согласился из относительно спокойного региона прийти в самый эпицентр социально-политических противоречий. Если принять во внимание, что, как отмечают в прессе, его сюда потянуло не за "длинным рублем", так как он "почти олигарх" (согласно публикациям только в 2008 году продажа ценных бумаг принесла ему 635 млн и его жене 147 млн. рублей), то это еще больше поднимает его в глазах кавказской общественности.

ИА REGNUM Новости: Какие проблемы, на ваш взгляд, окажутся для Хлопонина здесь самыми сложными?


- Проблем на Северном Кавказе, как мы все знаем, много. Но настоящей Сциллой и Харибдой на пути нового полпреда в Северо-Кавказском федеральном округе окажутся коррупция и терроризм. Касательно коррупции необходимо сказать, что она здесь, на Северном Кавказе, имеет ряд специфических особенностей. Так, например, устроить родственника в вуз или на хорошо оплачиваемую престижную работу многими не воспринимается как коррупционное действие... Нужно учитывать не только "местную коррупцию", но и "межрегиональную" и "связанную с отдельными представителями центра".

Все "кавказские", впрочем, как и все "российские", виды коррупции являются клановыми и патронажно-клиентскими. Система бюджетного финансирования Северного Кавказа настолько непрозрачна, что, как сказал дагестанский эксперт Султан Умаров, "дает основания полагать, что коррупция в северокавказском регионе начинается в пределах Садового кольца". А могли бы "водочные короли" местного розлива совершать такие многомиллиардные операции по реализации своей продукции, минуя налоговые барьеры, без серьезного "прикрытия" из столицы? Телефонное право работает не только на Северном Кавказе, но и по всей России. Другими словами, решение ряда отдельных северокавказских проблем будет для Хлопонина чрезвычайно тяжелым по независящим от него объективным обстоятельствам... Но, как сказал сам Хлопонин, "нерешаемых проблем не бывает".

Его первые идеи о необходимости соединить в данном регионе интересы большого бизнеса и федерального правительства и т. п. внушают надежду, что он выбирает правильный курс. Но при этом, конечно же, Хлопонин на фоне даже самых искренних и честных намерений во имя оптимизации ситуации должен принимать во внимание много обстоятельств.

В том стратегическом плане по оптимизации ситуации в регионе, который Хлопонину предложил подготовить после изучения обстановки премьер-министр Владимир Путин, необходимо, на мой взгляд, определить три направления. Во-первых, это детальные мероприятия по реализации стратегического плана с помощью сформированной команды в тесной взаимосвязи с "союзниками" в масштабе региона. Сюда, полагаю, целесообразно включить тех, которые действительно хотят позитивных преобразований, в том числе представителей советов старейшин, традиционных конфессий, научной и творческой интеллигенции, профсоюзов, бизнеса и т. д.

Во-вторых, определение плана конкретных мероприятий против "противников", то есть тех, которые не заинтересованы в оптимизации ситуации, более того, скрытно или открыто стараются или будут стараться блокировать все усилия по выправлению имеющейся ситуации. И, в-третьих, учет и работа с "нейтральными", то есть с теми, кто равнодушен к происходящим в регионе политическим событиям. В этих трех группах практически все население Северного Кавказа, и от того, как правильно будет спланирована работа с ними, зависит многое.

ИА REGNUM Новости: Вы сказали, что терроризм станет на пути Хлопонина одной из наиболее сложных проблем...

- Многочисленные демонстративные убийства в прошлом году сотрудников правоохранительных органов, политиков, а также религиозных деятелей убедительно показывают, что террористы внимательно отслеживают все тенденции в развитии политической и конфессиональной ситуации на Северном Кавказе и целенаправленно наносят подлые удары, что называется, из-за угла. Нам всегда надо помнить, что кавказский регион США и их союзники твердо считают зоной своих государственных интересов. Не случайно Грузию снова вооружают, и при этом более интенсивно, чем раньше. Они, используя самые различные каналы, не прекратят попыток обострять здесь социально-политическую обстановку. И чем очевидней будут позитивные изменения, тем больше усилий станут прилагать наши недруги, чтобы дестабилизацировать ситуацию в этом регионе. И опираться они будут как раз на террористов, в том числе идеологических, а также их пособников.

К пособникам террористов относятся не только те, кто изготавливает и продает террористам взрывчатку, оружие, средства связи, оказывает материальную помощь. К ним же относятся но и те, кто знает про "подвиги" этих бандитов и даже, может быть, про их планируемые теракты, но информацию держит в себе из-за родственных связей, из-за нежелания якобы стать "стукачом", а порой из-за страха перед возможным возмездием. При этом они иногда не понимают, что становятся настоящими соучастниками преступлений. Но особенно опасны, бывают пособники террористов, находящиеся в правоохранительных структурах, в органах исполнительной власти и т. д.

ИА REGNUM Новости: В ближайшее время Хлопонин ближе ознакомится с каждым отдельным субъектом СКФО. Что, на ваш взгляд, является наиболее важным для того, чтобы его мнение об эффективности деятельности руководителей республик было более объективным?

- Я думаю, что он как экс-губернатор ясно представляет все критерии оценки деятельности своих коллег. И тем не менее, я думаю, его мнение об их работе будет более полным, если он примет во внимание некоторые местные, я бы сказал, специфические особенности состояния экономик северокавказских республик. Например, если в доперестроечные времена вся промышленность Северной Осетии была основана на работе "военных" заводов, выпускающих промежуточную продукцию, которая после развала стала невостребованной, и они "умерли", то их реанимация сейчас чрезвычайно сложная задача для наших властей. И в каждом отдельном случае требуется провести глубокий объективный анализ с учетом местных специфических реалий.

При всем этом чрезвычайно важным (особенно в нашем неспокойном регионе) является способность руководителя привлечь со стороны инвестиции. И естественно, то, какая создана инвестиционная привлекательность субъекта и сколько привлечено инвестиций на рубль госбюджетных средств, является серьезным показателем уровня руководства. Не менее важным, на мой взгляд, является создание благоприятного климата в субъекте Федерации для развития малого и среднего бизнеса. Реализация предпринимательского потенциала в северокавказском регионе выше, чем в среднем по России.

Невозможно осуществлять крупные экономические преобразования и на Северном Кавказе, особенно без соответствующей дорожно-транспортной инфраструктуры и высокого уровня телефонизации. Состояние этих вопросов в том числе, мне кажется, является важным показателем эффективности работы руководителя в данном регионе. Естественно, необходимо было бы подвергнуть анализу те стороны жизни северокавказских республик, которые говорят об уровне социального благополучия жителей. Это реальное выполнение социальных обязательств в области здравоохранения, забота о подрастающем поколении и ветеранах и т. д. Считаю важным выделить и то, как осуществляется внутри республик национальная политика, какое внимание оказывается нетитульному нацменьшинству (степень мононациональности, наличие дееспособных национально-культурных сообществ и т. д.).

Я думаю, что для наместника Кремля на Северном Кавказе будут также серьезными показателями, иллюстрирующими социальное благополучие региона, информация по обеспеченности населения жилплощадью и то, как эта проблема решается реально, степень вовлеченности населения в занятия физкультурой и спортом, состояние спортивно-оздоровительных сооружений, спортивные достижения в российском и мировом спорте.


Смотреть на REGNUM