Осетинская национальная идея

Газета «Осетия сегодня» - печатный орган Республиканского общественного движения «Согласие и стабильность» - продолжает публиковать материалы, разработанные его Аналитическим центром и посвященные наиболее актуальным проблемам развития современного североосетинского общества в свете обеспечения в нем атмосферы согласия и стабильности.

Сегодняшний материал посвящен анализу такого фундаментального для понимания тенденций развития нашего общества понятия, как «осетинская национальная идея», которая, в свою очередь, может быть представлена как ядро, основа «идеи североосетинского общества» и в ее составе входит в более общее понятие «российская национальная идея» наряду с национальными идеями других народов, составляющих современное российское общество.
Конечно, национальные идеи других народов, живущих в нашей республике, не образуют автоматически некую сумму, именуемую общенациональной идеей североосетинского общества. Для этого нужна глубокая социально-экономическая и духовно-культурная интеграция, и главное – наличие сближающей все эти народы цели, ближайшей и далекой перспективы, общей магистрали исторического прогресса при сохранении, естественно, их национальной самобытности.
Вместе с тем, в этих условиях необходим процесс сплочения всех народов вокруг общероссийской национальной идеи, связанный с объединением их национальных интересов, генеральных целей и задач.
Необходимость самой постановки задачи анализа проблемы «осетинской национальной идеи» вызвана наличием определенного идейного вакуума в общероссийском и составляющих его региональных обществах после развала Советского Союза и ухода с главной роли коммунистической идеологии.
Безусловно, определенный дефицит национального сознания у осетин, равно как и наметившаяся в настоящее время в РФ тенденция утраты рядом народностей и наций национальной самобытности, а также непродуманно нарезанные ранее границы между республиками были нами получены в наследство от предыдущей системы. Но та же система в свое время и создала могучий механизм сплочения всех народов и национальностей, который явился фактором победы в ВОВ. И за это мы должны быть ей благодарны. Именно тогда было воскрешено православие, а также восстановлена историческая справедливость в отношении героев минувших лет и т.д.
И вот распад СССР обернулся межнациональными конфликтами внутри России. Безусловно, этот процесс разбудил таившиеся деструктивные силы, быстро обрядившиеся в национальные одежды. На этом стали и продолжают спекулировать рвущиеся к власти политиканы, сепаратисты различных мастей, мафиози и т.д., спровоцировавшие правовой «национальный» беспредел.
Нельзя сказать, что российское общество вступило в XXI век вообще без какой-либо государственной идеи. Однако поставленная в настоящее время задача духовного обновления, нравственного возрождения российского общества предъявляет к национальной идее исключительно высокие требования, которые предыдущий этап ее развития просто не мог выполнить. Это в полной мере относится и к понятию «осетинская национальная идея», которую, кроме всего прочего, необходимо развивать и совершенствовать в исключительно тяжелых условиях постбесланского состояния, в условиях напряженности с соседней Ингушетией, со всеми вытекающими из этого последствиями, и нестабильности в Южной Осетии, являющейся неотделимой частью «общеосетинского дома».
В этих условиях задача по консолидации североосетинского общества в это судьбоносное время, которую ставит перед собой Республиканское общественное движение «Согласие и стабильность», как и другие здоровые конструктивные силы в республике, требует новых, беспрецедентных усилий по дальнейшему развитию «осетинской национальной идеи», способной сплотить, объединить весь наш народ. Общенациональная идея должна выражать самосознание народа, отражать его историю, национальный характер и историческую перспективу. С исторической и социально-психологической точек зрения она должна отражать и выражать самосознание не только собственно осетин, но и других народов нашей республики, исторические судьбы, национальные идеалы и цели которых взаимосвязаны и взаимообусловлены, по крайней мере, с момента добровольного присоединения Осетии к России, а по большому счету, и гораздо раньше. Однако не будет преувеличением сказать, что в пределах нашей республики именно осетинская национальная идея может стать ядром единой общенациональной идеи нашего общества, не подавляя и не заслоняя собой национально-психологические и специфические особенности других этносов, и прежде всего русского. В этом аспекте мы призываем всех жителей республики, и прежде всего интеллигенцию - историков, философов, социологов, политологов, психологов и т.д., а также все остальные слои общества – рабочих, крестьян, предпринимателей – принять участие в дискуссии по важной для каждого осетина проблеме – формулированию и дальнейшему развитию и совершенствованию «осетинской национальной идеи». Напишите, что вы думаете о современном осетинском национальном самосознании, специфике социально-психологических черт, понимании народом своей роли в истории республики, всей России и развитии человеческой цивилизации (стоит только вспомнить созданный нашими предками всемирно известный эпос «Нарты») и т.д.
Важно ваше представление о мировоззренческих, религиозных убеждениях осетинского народа, его нравственных принципах, неписаных моральных нормах и правилах, специфике понятия совести, чести и долга, чувства вины и покаяния, самопожертвования и сопричастности к судьбам близких, о присущем ему милосердии, смирении, терпении, и, конечно, прежде всего – о патриотизме, чувстве любви к Родине.
Содержание этих понятий и раскрывает особенности нынешней осетинской идеи, формирование которой во многом уже осуществлено нашими предками, но в новых, экстремальных условиях должно быть дополнено и развито нами и в таком виде оставлено потомкам для реализации и воплощения в жизненную практику.

Осетинская национальная идея включает концентрированное выражение национального духа, национального характера и психологии осетинского народа, его духовного облика, особенных черт души и специфических интеллектуальных и бытовых качеств.
Ядро осетинской национальной идеи составляют духовно-нравственные, передаваемые из поколения в поколение устои - нравы, обычаи, традиции, религиозные верования, формировавшие чувство национального достоинства, т.е. гордости за принадлежность к осетинскому народу.
В этом плане с понятием «осетинская национальная идея» ассоциируется все крупное, значительное в материальной и духовной жизни осетинского народа с момента его появления.
Осетинская национальная идея складывалась под влиянием двух основных факторов - стихийного ее формирования в экстремальных исторических условиях, связанных с возможным полным уничтожением нации, и целенаправленной разработки ее активными субъектами (мудрецами-мыслителями и т.д.) в относительно спокойных условиях.
Следует отметить, что в современной научной литературе содержательная сторона национальной идеи определенного народа обычно связывается с какой-то конкретной целью, увлекшей весь данный народ (или большую его часть), или с социально-политическим идеалом, на каком-то историческом этапе адекватном коренным интересам данного народа, его чаяниям и упованиям. Так, например, великой национальной идеей русского народа стало воссоединение земель всех разрозненных русских княжеств в единое централизованное государство в XIV-XVII в.в., необходимость которого была осознанна большинством русского народа только после татаро-монгольского нашествия. Из европейской истории можно привести в пример немецкую национальную идею - необходимость объединения в XVIII в. всех 36 немецких княжеств-государств в единое государство. Можно считать великой национальной идеей советского народа разгром немецко-фашистских оккупантов в Великой Отечественной войне и освобождение от фашизма стран Западной Европы и т.д.
Вернемся к осетинской национальной идее. Мы не претендуем на абсолютную истину и готовы к дискуссии по этому вопросу, но считаем, что можно представить ее в настоящее время как идею объединения Северной и Южной Осетий в единое территориальное образование (в качестве полноправного субъекта Российской Федерации), обеспечивающее высокий уровень развития этого субъекта в экономическом, духовном, культурном и т.д. аспектах при нерушимой принадлежности к нему Пригородного района его столицы Владикавказа.
С нашей точки зрения, именно эта идея способна быть прочувствована осетинским народом, сплотить его, подвигнуть на активные действия, вплоть до самопожертвования. Безусловно, учитывая особенности современной исторической обстановки, в условиях получения Грузией независимости и резко отрицательной позиции ее руководства, прибегающей к ничем не спровоцированной грубой силе и в перспективе способной на геноцид при молчаливом пособничестве мирового сообщества, его пассивности, эта идея еще не скоро обретет свое реальное воплощение. Кроме того, ее воплощению в жизнь мешает и провокационная позиция определенных сил, в том числе и проправительственных в Ингушетии. Как отрицательный фактор следует отметить и слабость России, после распада СССР погруженной в хаос экономической и политической неразберихи и значительно ослабленной в геополитическом отношении продвижением НАТО на Восток, на территорию как стран - бывших участниц Варшавского договора, так и бывших союзных республик, а также потерей былой мощи российских Вооруженных сил и т.д.. Вносят свою отрицательную роль и негативные события, происходящие на Северном Кавказе, и прежде всего непрекращающаяся террористическая активность в Чечне и других субъектах РФ. Многое мешает.
Но если это поистине национальная идея, если она овладеет сознанием большинства осетинского народа и его союзников внутри РСО-А и РЮО, а также всех народов, населяющих Российскую Федерацию, то эта идея рано или поздно будет реализована.
Но главное, чтобы сам осетинский народ как субъект - носитель этой идеи был достоин своего великого предназначения - ее реализации. Главное, чтобы все категории, отражающие национальную идею, были наполнены до краев ее сущностью, ее трепетом, ее жертвенностью.
Повторяем, что это только точка зрения ученых из Аналитического центра РОД «Согласие и стабильность». Мы не претендуем на абсолютную истину, но свое видение имеем право высказать.


Мы подтверждаем, что готовы публиковать любые выступления по данной проблематике, развернуть на страницах нашей газеты дискуссию и организовать «круглый стол» для обсуждения любых материалов в этом аспекте.
Осетинская национальная идея в предложенном виде, реконструированная в своей подлинной исторической ценности как для прошлых поколений нашего народа, так и для настоящего поколения, поднятая на надлежащую духовную высоту как основа для консолидации осетинского общества, способна сплотить все слои населения республики, сцементировать в единое целое все народы, населяющие нашу республику. Присущие лучшим сынам Осетии во все времена честь, рыцарство, благородство должны благодаря развитию национальной идеи найти свое воплощение в сознании нынешнего поколения осетин, особенно современной молодежи. В этом аспекте важно использование для общества исторической памяти осетинского народа, в том числе ее военной ипостаси, анализ своеобразия национального достоинства и путей его восстановления в современном обществе, возрождения механизма воздействия духовных основ национальной идеи в различных условиях с целью создания принципиально новой, действенной в настоящее время системы духовно-нравственного воспитания населения, и прежде всего молодежи, создания в обществе атмосферы согласия и стабильности.
При этом следует отметить, что в настоящее время проблема развития осетинской национальной идеи связана с необходимостью борьбы с политико-идеологическими спекуляциями вокруг нее, что мы наблюдаем на страницах современных СМИ, которые зачастую сводят ее к оголтелому национализму в угоду интересам определенных политических сил. Более того, в настоящее время в определенной опале оказался такой великий феномен жизнедеятельности любой сложившейся нации, как подлинный патриотизм, особенно развитый у осетин. Сейчас в особом почете у многих политиков псевдопатриотизм с его реакционно-крикливыми лозунгами и дешевой, но небезопасной демагогией, безусловно, бросающей тень на подлинный патриотизм - возвышенную любовь к родине, так реально проявившийся в ходе Великой Отечественной войны.
Таким образом, становится ясно, что без развитой национальной идеи в любом обществе, в том числе и североосетинском, невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в духовной сфере.
Более того, для дальнейшего развития всей России как воздух нужна единая национальная идея, базирующаяся на национальных идеях каждого из народов, входящих в нее. Вместе с тем, с горечью необходимо отметить, что проблема национальной идеи не нашла свое отражение ни в современных государственных документах, ни в официальных выступлениях руководителей различного ранга, в том числе федерального уровня.
Более того, ни в Конституции РФ, ни в Конституциях субъектов Федерации, в том числе в Конституции РСО-А, ссылок на национальную идею нет, хотя именно ей присуще объединяющее начало как в целом в России, так и в ее национальных республиках.
Мы еще раз заявляем, что России не выбраться из экономической и социально-политической трясины без интегрирующей, консолидирующей все народы национальной идеи. И мы отчетливо видим, прежде всего на примере Северной Осетии, что национальное самосознание пробуждается, требует национальной идеи, несущей в себе мощный духовный заряд обновления и развития.
Таким образом, перед населением нашей республики в настоящее время стоит задача предложить свое видение характера осетинской национальной идеи, характера и последствий ее эволюции в истории, «высветить» ее содержание, проанализировать прошлое, настоящее и будущее, и, главное, ее роль в современном обществе в процессе его консолидации, стабилизации и обновления.
Безусловно, осетинская национальная идея должна постоянно соотноситься с общероссийской, поскольку уже 230 лет осетинский этнос взаимодействует с другими этносами России, а естественноисторические контакты между ними зарегистрированы еще в глубокой древности. Имея в виду подчас трагическую судьбу России за это время, можно сказать, что мы были соединены своими кровными страданиями.
С другой стороны, проблема осетинской национальной идеи органично связана с историей Осетии, ее сложной, уникальной судьбой, так не похожей на исторические судьбы других народов, входящих в сегодняшнюю Россию. В этом плане усеченная, обедненная интерпретация осетинской национальной идеи как только феномена национального сознания и самосознания, т.е. как сугубо идеального феномена, вне ее материального бытия, просто недопустима. Осетинская национальная идея выражает как сознание, так и бытие осетинского народа, его историю и национальный уклад жизни.
Безусловно, нельзя свести осетинскую национальную идею к воинствующему национализму, что иногда проскальзывает в высказываниях наших ближайших соседей на Севере и на Юге. Хотя следует учитывать, что она претерпела определенную эволюцию, сталкиваясь на протяжении всей истории с духовной жизнью соседних народов, в частности грузин и ингушей. При этом следует обязательно учитывать значение специфики ее носителей и субъектов в связи с их исторической ролью на различных этапах осетинской истории. Кем бы они ни были (весь осетинский народ, его различные социальные группы и слои, владетельные князья, военные деятели, крестьяне, рабочие, интеллигенция) и какой бы характер (прогрессивный или реакционный) ни носила их деятельность в истории Алании-Осетии, все они так или иначе были творцами и носителями осетинской национальной идеи в целом, ее духовного облика в частности, оставаясь всегда ее субъектами.
Безусловно, справедливости ради необходимо отметить и нынешнюю относительную деградацию осетинского национального духа, прежде всего значительную утрату духовно-нравственных ценностей и чувства национального достоинства, особенно у части молодежи, соблазненной «прелестями» западной цивилизации. Признаком этого является, в частности, определенное равнодушие к своей национальности, а также некоторые другие черты девальвации духовно-нравственных ценностей.
Конечно, духовный кризис сотрясает не только Осетию - в ней, может быть, менее, чем в других субъектах России, заметен духовный упадок в обществе. Но нам прежде всего больно за Осетию, больно за возможную утрату частью нации прекрасных, может быть, уникальных, нигде в мире больше не встречающихся духовных качеств. Поэтому при анализе осетинской национальной идеи необходимо уделить внимание причинам ее относительной деформации и вытекающим из этого задачам и перспективам обеспечения в нашем обществе согласия и стабильности.