Праймериз: мнения и итоги

Убежден, что для того чтобы получить объективную оценку состоявшегося политического действа, необходимо детально проанализировать то, от кого и как зависело его успешное прохождение. Участников в этом политическом событии было три: организатор – штаб регионального отделения партии «Единая Россия», коллегия выборщиков и кандидаты в Госдуму.

Организаторы праймериз в республике должны были бы объективно выявить наиболее достойных кандидатов в Госдуму на основе рейтинга, составленного по результатам тайного голосования выборщиков, предложенных из числа всех организаций, представленных местным отделением ОНФ совместно с местными «единороссами». Одновременно представилась возможность выявить «болевые точки» общественно-политической ситуации в республике, отмеченные в программах кандидатов; рассмотреть и по возможности использовать наиболее достойные идеи, предлагаемые для реализации кандидатами.

Кроме этого, организаторы, на мой взгляд, должны были бы путем анализа предлагаемых кандидатами программ выявлять и в дальнейшем, по возможности, устранять имеющиеся во внутрипартийной и общественной жизни противоречия. 
В этой связи чрезвычайно важным, думается, является необходимость расширения круга политически активных членов партии и представителей общественных организаций – сторонников «Единой России».

Считаю позитивным явлением то, что в числе лидеров оказался Зураб Макиев, который, несмотря на молодой возраст, уже достиг достаточно высокого места в своей служебной карьере. В.В. Путин неоднократно говорил, что молодежь должна активно участвовать в политической жизни страны. 
Штабом организации праймериз была проведена большая работа по достижению вышеобозначенных целей. Но, как говорится в осетинской поговорке: никто не достигал верха лестницы одним прыжком, и поэтому, естественно, был допущен ряд недостатков, среди которых тот факт, что у выборщиков не было возможности более детально и объективно ознакомиться с программами кандидатов, излагавших их в течение трех минут.

В настоящее время подготовить тезисы этих докладов технически было бы совершенно просто. И это дало бы выборщикам возможность накануне глубже и яснее понять программы кандидатов.

Коллегия выборщиков, полагаю, должна быть достаточно компетентной во всех отношениях в вопросах социально-политической и экономической ситуации в республики. Она могла бы легко определить, доклады каких кандидатов несут в себе наиболее конструктивные, оригинальные и актуальные для нас идеи. И, конечно же, выборщики не должны быть ангажированы.

В настоящее время они представляли самые разные слои нашего общества. По сути, именно они в значительной мере определяют политическое лицо республики, и то, кому выборщики отдали предпочтение в ходе тайного голосования, в целом отражает мнение той части населения, которая доверяет партии власти. А их большинство в Северной Осетии.

Считаю, что все кандидаты в Госдуму, участвовавшие в праймериз, должны строго отвечать ряду требований, которые необходимо учитывать выборщикам в ходе проведения выборов. Они, прежде всего, должны быть в курсе социально-экономической ситуации в республике, патриотами-интернационалистами. Убежден, что их программы не могут не быть научно обоснованными и не содержать оригинальные, конструктивные идеи, направленные на оптимизацию социально-политической обстановки в республике.

Всем претендующим быть избранными в высший законодательный орган надлежит иметь высокий уровень правового и культурного развития, обладать организаторскими и ораторскими способностями, быть морально устойчивыми, придерживаться здорового образа жизни, быть всегда готовым к диалогу и обсуждению любой социально и политически значимой проблемы республики, понимать особенности бюджетного процесса и пр.

У нас, к сожалению, немало тех, кто превратно понимает власть, ее задачи и возможности. Много также чрезмерно амбициозных. Вспомним, как говорят на Кавказе: каждый под своей папахой велик. В реальности, конечно, многие кандидаты были далеки от вышеуказанных критериев, но, тем не менее, очевидно то, что организаторы праймериз ввели в орбиту внутриполитической жизни многих из тех, кто, может быть, в силу своей молодости или других обстоятельств еще не известны нашей общественности.

Факт их появления на политической арене республики необходимо отнести к позитивным явлениям. Через принятие во внимание их программ мы можем судить о том, что у них «накипело», то есть то, что является главным и волнующим для той части общественности, которую они представляют. 
Кстати, многие до сих пор не знают, что в список этих кандидатов мог попасть фактически и любой, выразивший желание вступить в ОНФ. Если, конечно, его поддержали бы коллеги по организации, в которой он состоит. Незнание этого обстоятельства приводит к тому, что появляются предположения в ряде республиканских СМИ об «ангажированности списка избранных». Но из той информации, которой я располагаю, никто никому препятствий не чинил.
Считаю вполне закономерным то, что Таймураз Мамсуров оказался в этом списке первым, так как могу объективно судить о том, какие препятствия преодолевает республика, несмотря на многие сложные процессы социально-политического развития в стране.

В целом республика успешно впервые прошла через это политическое событие, и в будущем, уверен, мы, как гражданское общество, будем совершенствовать этот механизм формирования демократии в нашей стране.