Главная Политика Статьи Осетинская национальная идея

 

Осетинская национальная идея

Газета «Осетия сегодня» - печатный орган Республиканского общественного движения «Согласие и стабильность» - продолжает публиковать материалы, разработанные его Аналитическим центром и посвященные наиболее актуальным проблемам развития современного североосетинского общества в свете обеспечения в нем атмосферы согласия и стабильности.

Сегодняшний материал посвящен анализу такого фундаментального для понимания тенденций развития нашего общества понятия, как «осетинская национальная идея», которая, в свою очередь, может быть представлена как ядро, основа «идеи североосетинского общества» и в ее составе входит в более общее понятие «российская национальная идея» наряду с национальными идеями других народов, составляющих современное российское общество.
Конечно, национальные идеи других народов, живущих в нашей республике, не образуют автоматически некую сумму, именуемую общенациональной идеей североосетинского общества. Для этого нужна глубокая социально-экономическая и духовно-культурная интеграция, и главное – наличие сближающей все эти народы цели, ближайшей и далекой перспективы, общей магистрали исторического прогресса при сохранении, естественно, их национальной самобытности.
Вместе с тем, в этих условиях необходим процесс сплочения всех народов вокруг общероссийской национальной идеи, связанный с объединением их национальных интересов, генеральных целей и задач.
Необходимость самой постановки задачи анализа проблемы «осетинской национальной идеи» вызвана наличием определенного идейного вакуума в общероссийском и составляющих его региональных обществах после развала Советского Союза и ухода с главной роли коммунистической идеологии.
Безусловно, определенный дефицит национального сознания у осетин, равно как и наметившаяся в настоящее время в РФ тенденция утраты рядом народностей и наций национальной самобытности, а также непродуманно нарезанные ранее границы между республиками были нами получены в наследство от предыдущей системы. Но та же система в свое время и создала могучий механизм сплочения всех народов и национальностей, который явился фактором победы в ВОВ. И за это мы должны быть ей благодарны. Именно тогда было воскрешено православие, а также восстановлена историческая справедливость в отношении героев минувших лет и т.д.
И вот распад СССР обернулся межнациональными конфликтами внутри России. Безусловно, этот процесс разбудил таившиеся деструктивные силы, быстро обрядившиеся в национальные одежды. На этом стали и продолжают спекулировать рвущиеся к власти политиканы, сепаратисты различных мастей, мафиози и т.д., спровоцировавшие правовой «национальный» беспредел.
Нельзя сказать, что российское общество вступило в XXI век вообще без какой-либо государственной идеи. Однако поставленная в настоящее время задача духовного обновления, нравственного возрождения российского общества предъявляет к национальной идее исключительно высокие требования, которые предыдущий этап ее развития просто не мог выполнить. Это в полной мере относится и к понятию «осетинская национальная идея», которую, кроме всего прочего, необходимо развивать и совершенствовать в исключительно тяжелых условиях постбесланского состояния, в условиях напряженности с соседней Ингушетией, со всеми вытекающими из этого последствиями, и нестабильности в Южной Осетии, являющейся неотделимой частью «общеосетинского дома».
В этих условиях задача по консолидации североосетинского общества в это судьбоносное время, которую ставит перед собой Республиканское общественное движение «Согласие и стабильность», как и другие здоровые конструктивные силы в республике, требует новых, беспрецедентных усилий по дальнейшему развитию «осетинской национальной идеи», способной сплотить, объединить весь наш народ. Общенациональная идея должна выражать самосознание народа, отражать его историю, национальный характер и историческую перспективу. С исторической и социально-психологической точек зрения она должна отражать и выражать самосознание не только собственно осетин, но и других народов нашей республики, исторические судьбы, национальные идеалы и цели которых взаимосвязаны и взаимообусловлены, по крайней мере, с момента добровольного присоединения Осетии к России, а по большому счету, и гораздо раньше. Однако не будет преувеличением сказать, что в пределах нашей республики именно осетинская национальная идея может стать ядром единой общенациональной идеи нашего общества, не подавляя и не заслоняя собой национально-психологические и специфические особенности других этносов, и прежде всего русского. В этом аспекте мы призываем всех жителей республики, и прежде всего интеллигенцию - историков, философов, социологов, политологов, психологов и т.д., а также все остальные слои общества – рабочих, крестьян, предпринимателей – принять участие в дискуссии по важной для каждого осетина проблеме – формулированию и дальнейшему развитию и совершенствованию «осетинской национальной идеи». Напишите, что вы думаете о современном осетинском национальном самосознании, специфике социально-психологических черт, понимании народом своей роли в истории республики, всей России и развитии человеческой цивилизации (стоит только вспомнить созданный нашими предками всемирно известный эпос «Нарты») и т.д.
Важно ваше представление о мировоззренческих, религиозных убеждениях осетинского народа, его нравственных принципах, неписаных моральных нормах и правилах, специфике понятия совести, чести и долга, чувства вины и покаяния, самопожертвования и сопричастности к судьбам близких, о присущем ему милосердии, смирении, терпении, и, конечно, прежде всего – о патриотизме, чувстве любви к Родине.
Содержание этих понятий и раскрывает особенности нынешней осетинской идеи, формирование которой во многом уже осуществлено нашими предками, но в новых, экстремальных условиях должно быть дополнено и развито нами и в таком виде оставлено потомкам для реализации и воплощения в жизненную практику.

Осетинская национальная идея включает концентрированное выражение национального духа, национального характера и психологии осетинского народа, его духовного облика, особенных черт души и специфических интеллектуальных и бытовых качеств.
Ядро осетинской национальной идеи составляют духовно-нравственные, передаваемые из поколения в поколение устои - нравы, обычаи, традиции, религиозные верования, формировавшие чувство национального достоинства, т.е. гордости за принадлежность к осетинскому народу.
В этом плане с понятием «осетинская национальная идея» ассоциируется все крупное, значительное в материальной и духовной жизни осетинского народа с момента его появления.
Осетинская национальная идея складывалась под влиянием двух основных факторов - стихийного ее формирования в экстремальных исторических условиях, связанных с возможным полным уничтожением нации, и целенаправленной разработки ее активными субъектами (мудрецами-мыслителями и т.д.) в относительно спокойных условиях.
Следует отметить, что в современной научной литературе содержательная сторона национальной идеи определенного народа обычно связывается с какой-то конкретной целью, увлекшей весь данный народ (или большую его часть), или с социально-политическим идеалом, на каком-то историческом этапе адекватном коренным интересам данного народа, его чаяниям и упованиям. Так, например, великой национальной идеей русского народа стало воссоединение земель всех разрозненных русских княжеств в единое централизованное государство в XIV-XVII в.в., необходимость которого была осознанна большинством русского народа только после татаро-монгольского нашествия. Из европейской истории можно привести в пример немецкую национальную идею - необходимость объединения в XVIII в. всех 36 немецких княжеств-государств в единое государство. Можно считать великой национальной идеей советского народа разгром немецко-фашистских оккупантов в Великой Отечественной войне и освобождение от фашизма стран Западной Европы и т.д.
Вернемся к осетинской национальной идее. Мы не претендуем на абсолютную истину и готовы к дискуссии по этому вопросу, но считаем, что можно представить ее в настоящее время как идею объединения Северной и Южной Осетий в единое территориальное образование (в качестве полноправного субъекта Российской Федерации), обеспечивающее высокий уровень развития этого субъекта в экономическом, духовном, культурном и т.д. аспектах при нерушимой принадлежности к нему Пригородного района его столицы Владикавказа.
С нашей точки зрения, именно эта идея способна быть прочувствована осетинским народом, сплотить его, подвигнуть на активные действия, вплоть до самопожертвования. Безусловно, учитывая особенности современной исторической обстановки, в условиях получения Грузией независимости и резко отрицательной позиции ее руководства, прибегающей к ничем не спровоцированной грубой силе и в перспективе способной на геноцид при молчаливом пособничестве мирового сообщества, его пассивности, эта идея еще не скоро обретет свое реальное воплощение. Кроме того, ее воплощению в жизнь мешает и провокационная позиция определенных сил, в том числе и проправительственных в Ингушетии. Как отрицательный фактор следует отметить и слабость России, после распада СССР погруженной в хаос экономической и политической неразберихи и значительно ослабленной в геополитическом отношении продвижением НАТО на Восток, на территорию как стран - бывших участниц Варшавского договора, так и бывших союзных республик, а также потерей былой мощи российских Вооруженных сил и т.д.. Вносят свою отрицательную роль и негативные события, происходящие на Северном Кавказе, и прежде всего непрекращающаяся террористическая активность в Чечне и других субъектах РФ. Многое мешает.
Но если это поистине национальная идея, если она овладеет сознанием большинства осетинского народа и его союзников внутри РСО-А и РЮО, а также всех народов, населяющих Российскую Федерацию, то эта идея рано или поздно будет реализована.
Но главное, чтобы сам осетинский народ как субъект - носитель этой идеи был достоин своего великого предназначения - ее реализации. Главное, чтобы все категории, отражающие национальную идею, были наполнены до краев ее сущностью, ее трепетом, ее жертвенностью.
Повторяем, что это только точка зрения ученых из Аналитического центра РОД «Согласие и стабильность». Мы не претендуем на абсолютную истину, но свое видение имеем право высказать.


Мы подтверждаем, что готовы публиковать любые выступления по данной проблематике, развернуть на страницах нашей газеты дискуссию и организовать «круглый стол» для обсуждения любых материалов в этом аспекте.
Осетинская национальная идея в предложенном виде, реконструированная в своей подлинной исторической ценности как для прошлых поколений нашего народа, так и для настоящего поколения, поднятая на надлежащую духовную высоту как основа для консолидации осетинского общества, способна сплотить все слои населения республики, сцементировать в единое целое все народы, населяющие нашу республику. Присущие лучшим сынам Осетии во все времена честь, рыцарство, благородство должны благодаря развитию национальной идеи найти свое воплощение в сознании нынешнего поколения осетин, особенно современной молодежи. В этом аспекте важно использование для общества исторической памяти осетинского народа, в том числе ее военной ипостаси, анализ своеобразия национального достоинства и путей его восстановления в современном обществе, возрождения механизма воздействия духовных основ национальной идеи в различных условиях с целью создания принципиально новой, действенной в настоящее время системы духовно-нравственного воспитания населения, и прежде всего молодежи, создания в обществе атмосферы согласия и стабильности.
При этом следует отметить, что в настоящее время проблема развития осетинской национальной идеи связана с необходимостью борьбы с политико-идеологическими спекуляциями вокруг нее, что мы наблюдаем на страницах современных СМИ, которые зачастую сводят ее к оголтелому национализму в угоду интересам определенных политических сил. Более того, в настоящее время в определенной опале оказался такой великий феномен жизнедеятельности любой сложившейся нации, как подлинный патриотизм, особенно развитый у осетин. Сейчас в особом почете у многих политиков псевдопатриотизм с его реакционно-крикливыми лозунгами и дешевой, но небезопасной демагогией, безусловно, бросающей тень на подлинный патриотизм - возвышенную любовь к родине, так реально проявившийся в ходе Великой Отечественной войны.
Таким образом, становится ясно, что без развитой национальной идеи в любом обществе, в том числе и североосетинском, невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в духовной сфере.
Более того, для дальнейшего развития всей России как воздух нужна единая национальная идея, базирующаяся на национальных идеях каждого из народов, входящих в нее. Вместе с тем, с горечью необходимо отметить, что проблема национальной идеи не нашла свое отражение ни в современных государственных документах, ни в официальных выступлениях руководителей различного ранга, в том числе федерального уровня.
Более того, ни в Конституции РФ, ни в Конституциях субъектов Федерации, в том числе в Конституции РСО-А, ссылок на национальную идею нет, хотя именно ей присуще объединяющее начало как в целом в России, так и в ее национальных республиках.
Мы еще раз заявляем, что России не выбраться из экономической и социально-политической трясины без интегрирующей, консолидирующей все народы национальной идеи. И мы отчетливо видим, прежде всего на примере Северной Осетии, что национальное самосознание пробуждается, требует национальной идеи, несущей в себе мощный духовный заряд обновления и развития.
Таким образом, перед населением нашей республики в настоящее время стоит задача предложить свое видение характера осетинской национальной идеи, характера и последствий ее эволюции в истории, «высветить» ее содержание, проанализировать прошлое, настоящее и будущее, и, главное, ее роль в современном обществе в процессе его консолидации, стабилизации и обновления.
Безусловно, осетинская национальная идея должна постоянно соотноситься с общероссийской, поскольку уже 230 лет осетинский этнос взаимодействует с другими этносами России, а естественноисторические контакты между ними зарегистрированы еще в глубокой древности. Имея в виду подчас трагическую судьбу России за это время, можно сказать, что мы были соединены своими кровными страданиями.
С другой стороны, проблема осетинской национальной идеи органично связана с историей Осетии, ее сложной, уникальной судьбой, так не похожей на исторические судьбы других народов, входящих в сегодняшнюю Россию. В этом плане усеченная, обедненная интерпретация осетинской национальной идеи как только феномена национального сознания и самосознания, т.е. как сугубо идеального феномена, вне ее материального бытия, просто недопустима. Осетинская национальная идея выражает как сознание, так и бытие осетинского народа, его историю и национальный уклад жизни.
Безусловно, нельзя свести осетинскую национальную идею к воинствующему национализму, что иногда проскальзывает в высказываниях наших ближайших соседей на Севере и на Юге. Хотя следует учитывать, что она претерпела определенную эволюцию, сталкиваясь на протяжении всей истории с духовной жизнью соседних народов, в частности грузин и ингушей. При этом следует обязательно учитывать значение специфики ее носителей и субъектов в связи с их исторической ролью на различных этапах осетинской истории. Кем бы они ни были (весь осетинский народ, его различные социальные группы и слои, владетельные князья, военные деятели, крестьяне, рабочие, интеллигенция) и какой бы характер (прогрессивный или реакционный) ни носила их деятельность в истории Алании-Осетии, все они так или иначе были творцами и носителями осетинской национальной идеи в целом, ее духовного облика в частности, оставаясь всегда ее субъектами.
Безусловно, справедливости ради необходимо отметить и нынешнюю относительную деградацию осетинского национального духа, прежде всего значительную утрату духовно-нравственных ценностей и чувства национального достоинства, особенно у части молодежи, соблазненной «прелестями» западной цивилизации. Признаком этого является, в частности, определенное равнодушие к своей национальности, а также некоторые другие черты девальвации духовно-нравственных ценностей.
Конечно, духовный кризис сотрясает не только Осетию - в ней, может быть, менее, чем в других субъектах России, заметен духовный упадок в обществе. Но нам прежде всего больно за Осетию, больно за возможную утрату частью нации прекрасных, может быть, уникальных, нигде в мире больше не встречающихся духовных качеств. Поэтому при анализе осетинской национальной идеи необходимо уделить внимание причинам ее относительной деформации и вытекающим из этого задачам и перспективам обеспечения в нашем обществе согласия и стабильности.

 

Комментарии 

 
0 #2 Осетинская национальная идеяBestAdolfo 31.10.2018 10:58
I have noticed you don't monetize your blog, don't waste your traffic, you can earn additional cash every month.
You can use the best adsense alternative for any type of website (they approve all
websites), for more info simply search in gooogle: boorfe's tips monetize your website
Цитировать
 
 
0 #1 Правда как она естьBermakle 12.02.2017 01:24
Владелец http://healbio.ru/ лох.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить